Проект "Первый раз в первый класс" и его логическое продолжение сетевой проект "Учат в школе" направлены на подготовку детей с различными формами РАС, а именно выраженными поведенческими проблемами и речевыми нарушениями, интеллектуальными нарушениями, не позволяющими обучаться по классно-урочной системе, к инклюзии в общеобразовательную школу.
Общая цель проекта
- Реализация права на образование детей с РАС.
- Инклюзия и социальная адаптация детей с РАС в общеобразовательной школе (как части естественной среды).
- Описание и распространение опыта среди широкой родительской и педагогической общественности.
- Соотнесение опыта работы с требованиями нового ФГОС – определение оптимального содержания госзадания по работе с детьми с РАС
Задачи проекта
Обучение
Организация класса поддержки для детей с РАС как модели обучения с применением принципов и методов прикладного анализа поведения - построение индивидуальных программ обучения на основе тестирования навыков; коррекция поведения, препятствующего успешной социализации и усвоению новых навыков; создание структурированной среды обучения; обучение новым навыкам индивидуально (1 ученик – 1 тьютор).
Адаптация образовательных программ для обучения детей с РАС с учетом их индивидуальных возможностей, разработка индивидуальных планов обучения, направленных на коррекцию дефицита навыков, необходимых для успешного усвоения программы.
Создание сенсорно обогащенной обучающей среды (мебель, сенсорные материалы, специальные дидактические материалы и технические средства)
Обучение и повышение квалификации персонала ресурсного класса и школы в вопросах сопровождения детей с РАС в общеобразовательном процессе
Коррекция и реабилитация (абилитация)
Разработка программ коррекции нежелательного поведения детей с РАС, препятствующего успешному включению в групповое обучение и социальное взаимодействие с типично развивающимися сверстниками (на основе функционального анализа поведения)
Инклюзия и социализация
Разработка индивидуальных планов включения каждого ребенка с РАС в обычный класс школы и социальное взаимодействие (вне формата структурированной учебной деятельности) с типично развивающимися сверстниками.
Участие в общешкольных мероприятиях.
Обучение навыкам социального взаимодействия и сотрудничества для успешной интеграции в среду образовательной школы (следование групповым инструкциям, соблюдение норм поведения в группе сверстников, обращение к сверстнику с просьбой и т.д.).
География проекта (территории на которой осуществляется работа по проекту)
· ГБОУ Школа №1536, г. Москва, Ленинский проспект, д. 83а
· ГБОУ Школа №830 г. Москва, ул. Тушинская, д. 2
· ГБОУ Школа №1100, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 6А
Целевые группы проекта (конечные благополучатели проекта)
· Школьники с различными формами аутизма;
· Сверстники (ученики первых классов) и другие школьники;
· Родители детей с РАС и родители нормативных детей (родительское сообщество)
· Учительский состав, специальные педагоги, вспомогательный персонал;