Ограниченность интересов при аутизме встречается часто. Это может быть сильная привязанность к чему-то, увлечённость одной темой и равнодушие ко всем остальным. Расширить круг интересов можно — необходимо специально «учить» ребёнка получать удовольствие.
Захар впервые попал на занятия в «Добрый», когда в центре проходили заключительные смены летнего лагеря. У мальчика два главных интереса — пластилин и шоколад, а ещё свои коррективы вносит своевольный характер. Если хочет, то делает, а если нет — может убежать.
За две недели, что длился лагерь, Захара удалось приобщить к общей деятельности и, главное, открыть для него новый интерес — мыло. На занятиях он с удовольствием нарезал мыльные брусочки, топил их в микроволновке, добавлял ароматизаторы и красители, заливал формы.
Что повлияло на Захара, и благодаря чему он добился таких результатов?
Во-первых, частота посещений. Занятия в «Добром» проходили каждый день. Стабильность и предсказуемость дают ребёнку с аутизмом чувство спокойствия, ему легче включиться в учебный процесс.
Во-вторых, использование поведенческих стратегий. Например, во время занятий педагоги делали для Захара частые перерывы, чтобы у него не было нужды сбегать. В основном, побеги происходили от усталости.
И, конечно, были поощрения. Но когда их исключительное применение не дало нужной эффективности, подключили наказания. Если в семиминутный учебный промежуток у Захара было пять эпизодов нежелательного поведения, то он не получал поощрений. Перерыв был, но шоколад или пластилин ему не давали.
Ксения Рыбакова, педагог коммуникативных занятий