О работе проекта «Первый раз в первый класс» рассказывает супервизор проекта Мария Сударикова.
Меня пригласили в качестве супервизора в проект «Первый раз в первый класс» благотворительного фонда помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития «Искусство быть рядом» в мае 2016.
Инициативная группа родителей объединили усилия для того, чтобы их подросшие дети с РАС пошли первого сентября в школу.
Проект с самого начала был сложным:
3 школы в разных районах Москвы, и довольно большая группа детей (к сентябрю их набралось 18).
Родители вместе со школами провели огромную организационную работу и продолжают делать все возможное и невозможное для того, чтобы проект развивался. Все это было бы невозможно без финансовой поддержки еще двух благотворительных фондов – «Выход» и «Галчонок», которые поддержали проект с самого начала и продолжают частично финансировать его работу.
Предстояла большая работа: найти в каждую школу учителя ресурсного класса, и набрать тьюторов, организовать для них обучение и познакомить их с детьми. Также необходимо было в каждой школе подготовить помещение ресурсного класса: приобрести мебель, оргтехнику, сделать пособия, материалы для занятий и тестирования, обустроить зону отдыха и сенсорной разгрузки. Вначале казалось, что просто дойти до 1 сентября — это половина дела.
Однако, с наступлением первого сентября собственно, и началась основная работа.
Педагоги знакомились с детьми, дети привыкали к педагогам, родители и педагоги налаживали коммуникацию друг с другом и со школьной администрацией.
Особенно интересным в работе в таком большом проекте для меня оказалось разнообразие привычек, правил, наработанных норм сотрудничества и общения в каждой из школ. В ходе подбора специалистов и собеседований в школах, общения с родителями, в каждой школе сложился уникальный коллектив — директора школ выбирали себе кандидатов в ресурсные учителя, а затем вокруг каждого учителя сложилась команда тьюторов.
Самым ценным мне кажется, что все три школы, несмотря на то, что они столь разные, оказались готовы к встрече с нашими учениками и готовы были обеспечить им особые условия, которые кажутся со стороны обычных людей несущественными, но для детей с аутизмом являются ключевыми. Каждый ребенок имеет возможность завтракать и обедать в течение дня в школе, и принести свою еду. Каждый ученик, как бы странно или необычно он себя не вел, может свободно перемещаться по всей территории школы и никогда не получает замечаний или осуждения. Каждый ученик имеет доступ к приятным занятиям и отдыху, сенсорной разгрузке. Необходимые дополнительные специалисты имеют доступ в школу.
Поэтому всегда необходимо включать в обучение тренировку навыков слушателя, а также вести наблюдение за поведением каждого ребенка, чтобы выявить цели нежелательных форм поведения и постараться уменьшить такие дисфункциональные формы поведения, до того, как обучать другим, более сложным умениям. Некоторые ученики имеют длительный опыт занятий с АВА-специалистами и хорошо подготовлены к школьному обучению, а другие только начинают учиться и для них нужно включить в программу базовые навыки.
С другой стороны, в каждом кассе есть свои уникальные задачи, обусловленные индивидуальными особенностями учеников. Для ребенка с двигательными проблемами и нарушениями осанки мы пригласили для помощи в составлении программы и выбора подходящей формы проведения занятия, позы на занятии специалиста по физической терапии. Отдельной проблемой является генерализация умений и зависимость от подсказок. Некоторые дети вообще не показывали никаких своих умений, когда оказались в новой обстановке. Разобраться, что именно ребенок умеет, и как выполняет те или иные действия в некоторых случаях оказалось возможным только приглашая родителей и домашних специалистов для того, чтобы увидеть непосредственно работу с ребенком.
На данном этапе все дети уже привыкли к занятиям в классе. У каждого ребенка намечен маршрут обучения и поставлены конкретные задачи по формированию новых навыков. Актуальной задачей сейчас является установление системы сбора и анализа данных о поведении ребенка в школе и дома на ежедневной основе.
Ближайшей задачей проекта в целом я вижу усиление каждого класса помощником учителя, который мог бы обеспечить своевременную реализацию учебных задач каждого ребенка, отслеживание и корректировку работы тьюторов на ежедневной основе, контроль своевременного сбора данных.
Сударикова Мария,
сертифицированный специалист по прикладному анализу поведения, психолог.