Путь к профессии — мастерская зелёного хозяйства в парках Москвы
Проект направлен на ознакомление подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями с профессией “Рабочий зеленого хозяйства”.
Проект “Путь к профессии” является логическим продолжением наших усилий по созданию условий для социальной адаптации и развития трудовых способностей подростков с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС/аутизм), направленных на подготовку к трудовой деятельности и профориентации на их пути к получению профессионального образования.
Мы ставим перед собой задачи, связанные с взрослением детей. В программу средней школы для детей с РАС включена программа профессионально-трудового обучения, но на практике большая часть школ не готова к такой работе. Это связано с отсутствием оборудования, нехваткой обученных педагогов и тьюторов и отсутствием модели профориентации детей с РАС и отработки навыков, которые позволят в будущем иметь работу – и это один из наиболее острых вызовов. Кроме того, нет понимания, какие именно навыки детей с РАС могут быть наиболее эффективно развиты, с тем, чтобы в будущем лечь в основу профессии.
Совместно с опытными педагогами фонда, специалистами прикладного анализа поведения и специалистами партнеров проекта будут организованы занятия по обучению трудовым навыкам подростков с РАС, проведен курс профориентационных занятий, организованы экскурсии на производства для знакомства с различными профессиями, а также летний трудовой лагерь. По итогу проекта, у каждого участника будет сформировано резюме-портфолио с его личностными результатами и рекомендации для дальнейшего развития и профессионального обучения.
Работа в разных направлениях в малых группах с тьюторским сопровождением, позволит определить склонности участников, подобрать деятельность по возможностям — от самых простых операций до полностью самостоятельного выполнения. Это создаст условия для привлечения к проекту подростков с РАС с различной степенью тяжести нарушений.
Будут получены личностные результаты, соответствующие Федеральной программе воспитательной работы, такие как наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности и сформированность жизненных компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации . В ходе реализации программы будут задействованы следующие направления воспитательной работы:
Трудовое воспитание, основанное на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам своего труда и других людей, ориентации на самостоятельность в быту, доступную трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе.
Разработать адаптированную программу практических занятий для знакомства с профессией “Рабочий зеленого хозяйства” и критерии оценки результатов реализации программы, провести мониторинг, сделать выводы о ее эффективности и необходимости внесения изменений в первоначальную программу занятий;
Провести практические занятия по знакомству с профессией "Рабочий зеленого городского хозяйства" для развития трудовых навыков для дальнейшей профориентации и обучения;
Организовать и провести инклюзивные семейные мероприятия (Спортивные эко- марафоны по сбору мусора в парках Москвы) для повышения спортивной, экологической и инклюзивной культуры общества;
Организовать информационное сопровождение проекта для распространения опыта и разработанных методик на широкое профессиональное и родительское сообщество;
Разработать рекомендации для создания Адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы, которая может быть внедрена в учреждениях основного и дополнительного образования, центрах соцобслуживания и семейного воспитания г. Москвы и других регионов.